Цвет в интерьере

Цвет в интерьере


При звучании музыки большинство людей мгновенно улавливает даже слабые звуки, которые выделяются из общего звучания либо громкостью, либо характером, либо фальшью. Каждый отдельно взятый цвет является ноткой, которые составляются в цветовые созвучия из двух, трех, четырех и пяти цветов (больше не рекомендуется). Существуют разные методы, которые позволяют собирать миллионы цветов в гармоничные палитры. Это описано в п. «Подбор цветовой палитры».
Данные психологических исследований показали, что каждый цвет обладает определенными свойствами и воспринимается человеком по-разному. Описание характеристик цветов поможет выбрать базовый(ые) цвег(а) для создания необходимого эффекта и настроения.

Характеристики цветов


Характеристики цветов по расстоянию, «объему», «массе», насыщенности, температуре, яркости, «движению», ощущению, воздействию, символике, соответствию планетам и стихиям.
Красный. Очень близкий по дальности; увеличивающий в ширину по объему; тяжелый по массе; насыщенный; горячий; яркий; активный, динамичный; возбуждающий, покоряющий; тревожный, полный достоинства, страстный; планета Марс (воин, власть, мужчина); огонь импульсивный; сила воли, дух господства; символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну; наиболее действенный и активный из цветов. Светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно.
Оранжевый. Близкий по дальности; абстрактно увеличивающий, играющий по объему; легкий; малонасыщенный; теплый; слепящий; динамичный, подвижный; дурманящий, страстный; увлекающий, сексуальный; планета Меркурий (великодушная молодость); огонь веселящий; сила наслаждения; символизирует наслаждение, праздник, великодушие, благородство; сильнодействующий, сопутствующий тщеславию.
Желтый. Приближающийся по расстоянию; слегка увеличивающий объем; легкий по массе; слабонасыщенный; теплый; яркий, подобный лучу, струящийся; подвижный, но эфемерный; приятный, радостный; веселый, беспечный, живой; солнце (детство); огонь далекий; дух непостоянства; символизирует движение, жизненность; активизирует умственную деятельность. Однако, если желтого слишком мною, необходимо смягчить его. Несколько отталкивающее впечатление производят зеленовато-желтые и серо-желтые оттенки; символ зависти, измены, фальши.
Зеленый. Нейтральный по расстоянию, температуре и по объему; неопределенная масса; насыщенный; спокойный по яркости; инертный, статичный, но живой; свежий, успокаивающий; нежный, умиротворяющий, спокойный; планета Венера (женская молодость); растительное царство; дух мира, покоя и женской любви; символизирует мир, покой, женскую любовь, спасение; связующий другие цвета, может нейтрализовать несогласованность между ними.
Голубой. Удаляющийся по расстоянию; воздушный по объему; легкий по массе; слабонасыщенный; прохладный; бледный по яркости; пассивный, спокойный; завораживающий, чистый; спокойный, воздушный; стихия — воздух (утренняя свежесть); дух господства рассудительности; символизирует чистоту, разум, постоянство, нежность; в большом количестве вызывает лень, апатию, способен как бы снижать температуру предмета.
Синий. Далекий; уменьшающий в ширину, делающий стройнее; тяжелый по массе; очень насыщенный; очень холодный; темный; застывший по движению; настораживающий; строгий, отдаляющий, таинственный; планета Юпитер (разум); космический простор; дух строгости и подчинения законам Вселенной; символизирует Вселенную, космическое пространство; в большом количестве как бы способен снижать температуру предмета (помещения), обуславливает серьезность, строгость в поведении.
Фиолетовый. Далекий; уменьшающий, делающий изящнее; тяжелый по массе; насыщенный; холодный; затемненный; спокойный, непознаваемый по движению; пугающий; важный, церемониальный, таинственный; планета Уран (трансформация); воздушный простор; дух господства; символизирует мудрость, зрелость, высший ра зум; обладает большой выразительностью и глубиной, настраивает на роскошный, торжественный лад, в большом количестве обескураживает и вызывает меланхолию, легко подавляется другими цветами.

Розовый. Приближающийся; играющий объемом; легкий по массе; слабонасыщенный; теплый; светлый; подвижный; дурманящий, располагающий; мечтательный, несущий надежду, беззаботный, доверительный; утренняя свежесть; дух непостоянства; символизирует влюбленность, молодость, женственность; вызывающий лирическое настроение, притягивающий.
Коричневый. Очень близкий; нейтральный по объему; тяжелый по массе; насыщенный; теплый; темный; статичный; грязноватый; унылый, спокойный; планета Сатурн; увядшая растительность; дух зла; символизирует старость; обладает ярко выраженной способностью сокращать объем помещений, особенно терракотовые тона.
Черный. Далекий; уменьшающий; тяжелый; слабонасыщенный; холодный; мрачный; неподвижный, замерший по движению; равнодушный; печальный, грустный, траурный; планета Плутон; земля (прах); дух траура, печали, смерти; символизирует прах, траур, смерть; усиливает действие светлых тонов, привносит строгость, чопорность, официальность. Наиболее колоритные сочетания создает с оранжевым и красным цветом.
Серый. Удаляющийся; нейтральный; неопределенный по массе; слабонасыщенный; холодный; затемненный, тусклый; статичный; грустный; вызывающий меланхолию; планета Нептун; земля (пепел, дым); символизирует печаль, грусть, неустроенность; обладает большим диапазоном изменения светлоты и хорошо выделяет на своем фоне хроматические цвета, стальной цвет символизирует прочность и контрастирует с нежными цветами.
Белый. Близкий; увеличивающий; легкий; слабонасыщенный; прохладный; очень светлый; успокаивающий; чистый, стерильный; целомудренный, невинный, благородный; планета луна; снег; дух просвещения, зрелости; символизм — дающий всему начало, материнство, непорочность; сильно контрастирующий со всеми темными цветами. В другие цвета вносит свет, оживление и лиричность. В некоторых странах Востока, в том числе Японии, символизирует траур.

Характеристики цветовых контрастов


Контраст — это явно выраженное различие между цветами при сопоставлении одного цвета другому. Если мы не видим особого различия в сопоставляемых цветах. это значит, что они не контрастны. Однако для того, чтобы грамотно построить контрастное цветопредставление, необходимо знать типы цветовых контрастов. Они делятся на: контраст цветовых сопоставлений; контраст светлого и темного: контраст холодного и теплого; контраст дополнительных цветов; симультанный контраст; контраст цветового насыщения; контраст цветового распространения.
Контраст цветовых сопоставлений: сопоставление не приглушенных цветов – черный — белый, красный — синий, зеленый — светло-фиолетовый. Изображение такого контраста пестрит разнообразием красок. Такой контраст чаше используется в детских комнатах.
Контраст светлого и темного (яркость). Способность цвета различаться в виде оттенков серого. Например, красный и зеленый контрастны по цвету, но в виде оттенков серого практически одинаковы. А фиолетовый с оранжевым сильно контрастны по яркости. Такой контраст нужно предусматривать в помещениях с тусклым освещением, т. к. все цвета в этом случае будут «серыми».
Контраст холодного и теплого: красно-оранжевый и сине-зеленый цвета являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Доказано, что и люди, и животные, различают цвета чисто психологически и неосознанно ощущают разницу тем-

ператур между теплыми и холодными цветами в 3—4 °С. Поэтому принято жаркие помещения красить холодными цветами, а холодные в теплые.
Контраст дополнительных цветов: контраст противоположных хроматических цветов: красный — зеленый, фиолетовый—желтый, синий—оранжевый, желто-оранжевый — сине-фиолетовый, красно-оранжевый — сине-зеленый, красно-фиолетовый — желто-зеленый. При смешивании дают черно-серый цвет. Эти цвета как бы уничтожают друг друга. Такое свойство используется для получения оригинальных цветных серых тонов.
Контраст цветового насыщения зависит от количества пигмента в краске и от количества в цвете приглушающего черного цвета. Чаще применяется первое, отко- лерованная краска кажется слишком насыщенной, и ее разбавляют белой.
Контраст цветового распространения объясняет, какой объем занимает тот или иной цвет при одинаковом их восприятии. Гете рассчитал эти соотношения относительно яркости цветов так: желтый 9; оранжевый 8; красный 6; фиолетовый 3; синий 4; зеленый 6. Отсюда следует — желтый : фиолетовый = 9:3 = 3: 1 = 3 / 4 : ‘Д; °Р ан ” жевый ■ синий = 8 : 4 = 2:1= 2 /з ‘• 1 /з”. красный : зеленый = 6 : 6 = 1 : 1 = ‘/г ‘■ ‘/г- Эти расчеты применимы только к максимально насыщенным цветам.

Подбор цветовой палитры


В данном пункте рассматривается подбор цвета только на основе цветового круга, что вполне достаточно. Существует также и цветовой шар, вписывая в который правильные плоские и объемные геометрические фигуры, можно получать наиболее полные и точные по разной насыщенности цветов палитры, которые включают в себя дополнительно белый, черный и серые цвета.
Бизнес-идея. Жаль, что на витринах магазинов нет «инструмента» для подбора одного цветя к другим вручную. От людей старшего поколения слышал, что цветовые круги ну стройке существовали, и в ответственных моментах ими пользовались.
Круг естественных цветов по Гете
Относительное расположение цветов в круге (рис) дает возможность выделить следующие виды сочетаний:
Контрастные сочетания. Цвета расположены друг против друга (например, ф и ж). Считаются взаимно дополняющими друг друга и гармоничными.
Сочетания цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, с и ж), менее гармоничны.





рисЦветовой круг Гете: к — красный; ко — красно-оранжевый; о — оранжевый; жо — желто-оранжевый; ж — желтый; жз — желто-зеленый; з — зеленый; сз — сине-зеленый; с — синий; сф — сине-фиолетовый; ф — фиолетовый; кф — красно-фиолетовый; ежк — основной треугольник, первичные (основные) цвета; фоз — перевернутый треугольник (вторичные цвета, смешанные цвета первого порядка); сз, сф, кф и т. д. — смешанные цвета второго порядка

Сочетания цветов, расположенных в круге под углом 90°, часто используют для подбора сочетаний в два, три или четыре цвета, например, сф и з или жо и з.
Белый, черный и все оттенки серого цветов называются ахроматическими. Все цветные тона называются хроматическими.
Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
Подбор цветовой палитры на компьютере
Проиллюстрирую подбор цветовых палитр при помощи программы Corel Drawl 0. В этой программе есть, на мой взгляд, очень удобный и быстрый микшер цветов.
Выбор одного, основного, базового цвета в цветовом круге программы Corel Drawl 0. Выбран чисто красный цвет (риссм. цветную вклейку).
Точный выбор противоположного красному цвета (зеленый). Внизу под кругом представлена готовая палитра из двух противоположных (контрастных) цветов — дву- цветие (риссм. цветную вклейку). Всего 20 цветов по вариации «Светлее». Есть вариации «Теплее», «Темнее», «Холоднее», и «Менее насыщенно». Итого 100 цветов.
Подбор дополнительного цвета к двум противоположным цветам посредством «Треугольник 1». Вершина белого цвета перемещается по всему цветовому кругу. Желательно использовать родственные цвета. Внизу под кругом представлена готовая палитра из двух противоположных (контрастных) цветов и одного дополнительного — трехцветие (риссм. цветную вклейку). 300 вариаций с каждым из сотен дополнительных цветов.
Подбор двух цветов посредством «Треугольник 2». Белые вершины перемещаются по всему цветовому кругу, всегда создавая равнобедренный треугольник, равностороннего треугольника желательно избегать. Внизу под кругом представлена готовая палитра из двух противоположных (контрастных) цветов и одного дополнительного — трехцветие (риссм. цветную вклейку).
Подбор трех цветов посредством «Прямоугольник». Две белые вершины перемещаются по всему цветовому кругу, создавая либо квадрат, либо прямоугольник. Внизу под кругом представлена готовая палитра из двух противоположных (контрастных) цветов и двух дополнительных — четырехцветие (риссм. цветную вклейку).
Подбор четырех цветов посредством «Пятиугольник». Четыре белые вершины перемещаются по всему цветовому кругу, всегда создавая равнобедренный пятиугольник. Внизу под кругом представлена готовая палитра из пяти цветов — пятицветие (риссм. цветную вклейку).
Группы родственных цветов
•     Группа красного цвета: все цвета между оранжевым и фиолетовым, все темные и светлые оттенки, а также смеси этих цветов.
•     Оранжевый цвет имеет гамму меньше: от желто-оранжевого до коричневого.
•     Группа желтого цвета: золотистый, песочный, оливковый, лимонный.
•     Фиолетовая группа довольно разнообразна: сиреневый, лиловый, фиолетовый с синим или красным тонами, а также фиолетово-бурый или розоватый.
•     Синяя группа: сине-зеленый и сине-серый, сине-фиолетовый и нежно-голубой, ультрамарин и морская волна.
•     Зеленая группа: от сине-зеленого до зелено-желтого.
•     Группа белого и черного: все серые цвета и сильно приглушенные хроматиче ские (цветные).

Подбор цветовой палитры вручную
Предлагаю цветовой круг для подбора цветовых палитр (риссм. цветную вклейку). Каждый базовый цвет располагается в среднем кольце и обозначен. Внутрь круга цвет светлеет, наружу темнеет. Накладывая на круг правильные геометрические фигуры по подобию того, как было описано в п. можно подобрать любую палитру двух-, трех-, четырех- и пятицветия, что практически исключает ошибки в подборе цветов друг к другу. Естественно, нужно делать поправку на приглушенное качество печати в книге. На самом деле цвет будет выглядеть немного сочнее и чище.

СОСТАВЛЕНИЕ ПАКЕТА ЧЕРТЕЖЕЙ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА В РЕАЛЬНОСТЬ. НЕ СОЗДАЙ СЕБЕ ПРОБЛЕМУ


Составление пакета чертежей, достаточного для воплощения уже практически законченного дизайн-проекта в реальность (см. «ВВЕДЕНИЕ»), сводится к тому, что нужно уже существующие рабочие чертежи выполнить набело, окончательно, с указанием необходимых размеров перепланировки, электрики, объемных деталей (если таковые предусмотрены), с методом (рисунком) укладки различных материалов. К чертежам (эскизам) нужно представлять пояснения, подробное и достаточное описание (спецификация) применяемых материалов и элементов. Например, такая-то стена оклеивается обоями, такая-то — обоями под покраску, там-то укладывается такая- то плитка (схема укладки прилагается, если укладка оригинальная), если необходимо, можно дополнительно описать высоту расположения розеток и выключателей в нестандартных случаях и т. п.
Не забывайте о том, что с выполненным дизайн-проектом нужно идти в соответствующие проектные организации за разрешением перепланировки и изменения инженерных коммуникаций, если таковые изменения имеются. Там ваш дизайн-проект могут значительно поправить, и составление дизайн-проекта придется продолжить с поправками на указанные технические невозможности. После внесений в свой дизайн-проект необходимых изменений и уточнений вам снова нужно идти в проектную организацию и, если все в запланированном возможно, это означает, что ваш дизайн- проект отвечает техническим условиям, и вам выдается разрешение на его выполнение. Если же какая-то часть проекта не выполняет техусловий, то вам не выдается разрешение только на эту часть проекта, примеры: утопить в стену газовую трубу, канализационный или водяной стояк; установить в квартире многоквартирного дома автономное электрическое отопление с чрезвычайно мощным котлом; объединить две квартиры путем сноса несущей стены и т. п.
Подробно о перепланировке см. в разделах «ПЕРЕПЛАНИРОВКА. ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ» и «ПЕРЕПЛАНИРОВКА, РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ, ЭЛЕКТРИКИ, СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И СВЯЗИ». В этих разделах тоже можно почерпнуть некоторую информацию о составлении чертежей дизайн-проекта.
Конечно, отправной точкой всего пакета дизайн-проекта является обмерочный чертеж (см. «ОБМЕРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ»)- Примеры чертежей показаны на рис.

Подбор цветовой палитры вручную
Предлагаю цветовой круг для подбора цветовых палитр (риссм. цветную вклейку). Каждый базовый цвет располагается в среднем кольце и обозначен. Внутрь круга цвет светлеет, наружу темнеет. Накладывая на круг правильные геометрические фигуры по подобию того, как было описано в п. можно подобрать любую палитру двух-, трех-, четырех- и пятицветия, что практически исключает ошибки в подборе цветов друг к другу. Естественно, нужно делать поправку на приглушенное качество печати в книге. На самом деле цвет будет выглядеть немного сочнее и чище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
renewablenergy-world.com
Яндекс.Метрика